Самая большая проблема столицы, связанная с транспортом, считает П.А. Златин, конечно же, пробки на дорогах. Несмотря на ведущееся уже более десяти лет масштабное строительство дополнительных магистралей, ситуация очень медленно меняется к лучшему. Это связано с тем, что, во-первых, в Москве на протяжении многих лет не решалась проблема разгрузки центральных трасс, во-вторых, количество личного автотранспорта за последние годы резко возросло, соответственно, увеличились пробки на дорогах. Трудности ведомства связаны также с недостаточным количеством наземного, подземного и скоростного транспорта, все это не лучшим образом сказывается на интервалах движения и качестве обслуживания. Однако Москва в этом плане не одинока. По словам специалистов, сходные проблемы наблюдаются еще как минимум в 20 городах Европы. Причина всех бед одна — недостаточная инвестиционная привлекательность сферы транспорта и дорожного строительства по сравнению с другими сферами бизнеса. На сегодняшний день ни в Москве, ни в одном другом мегаполисе не найдены механизмы, чтобы привлечь достаточное количество денежных средств для развития наземного транспорта.
О том, что отрасль по определению убыточна, говорит тот факт, что более половины пассажиров наземного городского транспорта и столичной подземки не платят за проезд: большая их часть — это различные льготники, другая — безбилетники. Последним возглавляемый П.А. Златиным Департамент объявил настоящую войну.
В ближайшие годы планируется оснастить электронными кондукторами-контролерами все без исключения автобусы, троллейбусы и трамваи. Опыт развитых стран, например, Великобритании и Франции, свидетельствует, что всеобщее внедрение автоматики — не миф, а удобная вещь, способная работать на благо горожан. Зеленоградский опыт также показал, что собираемость платы за проезд в оборудованных турникетами автобусах выросла почти в 2 раза. Это позволило не только обновить автобусный парк, но и поднять заработную плату водителям. К сожалению, с турникетами связана существенная проблема — в часы пик при входе в салон автобуса возникает давка. Департамент транспорта пытается решить этот вопрос, позволив водителям отключать электронных кондукторов при наибольшем скоплении людей.
Еще одна проблема, стоящая перед Департаментом — возрождение городского такси. Если вспомнить старые добрые времена, то лет 40 назад столичный таксомоторный парк считался лучшим не только в СССР, но и во всем мире, при этом его рентабельность оставляла желать лучшего. На сегодняшний день в Москве работает только один крупный оператор — «Новое желтое такси», обладающий 1500 единиц транспортных средств. Этого, разумеется, недостаточно. Для реанимации легального такси сегодня создается Гильдия добросовестных перевозчиков, которая объединит на добровольной основе операторов, оказывающих услуги в легальном секторе бизнеса автоперевозок. Причем в Гильдию смогут войти не только крупные операторы, но и владельцы 1-2 автомобилей.
Другая сфера деятельности Департамента — мобильная и городская телефонная связь. По словам руководителя Департамента транспорта и связи, в 2005 г. планируется коренная реконструкция телефонной сети МГТС. П.А. Златин отметил, что вопрос реконструкции был инициирован его ведомством. Благодаря замене аналогового оборудования на цифровое уйдут в прошлое «спаренные» линии городских номеров. А в течение полутора лет будет полностью ликвидирована очередь на телефон. «Об этом мечтали многие поколения москвичей, и эта задача будет выполнена. К концу 2005 г. каждый желающий сможет воспользоваться услугами МГТС», — сказал П.А. Златин.
Будет расти и качество сотовой связи. Сегодня она еще вызывает справедливые нарекания москвичей, связанные с тем, что не во всех районах города есть устойчивая связь. По мнению руководителя Департамента, проблемы российской сотовой связи те же, что и во всем мире — недостаточное материальное развитие отрасли. Вопрос некачественного покрытия территорий связан с недостаточным количеством обслуживающих станций — чем больше их будет, тем лучшей будет связь. Критика СМИ и позиция Департамента транспорта и связи побудила операторов увеличить мощности — только за последний год эти показатели возросли на 15%. Динамика увеличения этой сферы такова, что за два года количество абонентов увеличилось вдвое.
Вместе с тем П.А. Златин подчеркнул, что действующие сегодня операторы являются ведущими не только в Москве и России, их опытом пользуются на Украине, в Молдавии, Болгарии.
В заключение руководитель Департамента транспорта и связи рассказал журналистам о планах Правительства Москвы по реорганизации движения внутри Садового кольца. Идея «закрутить» Садовое в одну сторону с начала лета подкреплена постановлением Правительства столицы. В последние несколько месяцев специалистами была проведена вся необходимая организационная работа, разработан регламент исполнения постановления, определены источники финансирования. Уже сегодня инспектора ГИБДД приступили к изменению режима движения по Сретенским переулкам — между Сретенкой и Трубной улицей. Начинается строительство подземных пешеходных переходов на Кудринской и Сухаревской площадях.
А. Ржаной